Что делать в случае ДТП за границей
Что делать в случае ДТП за границей
ДТП за границей происходит не так редко, как хотелось бы. Для того чтобы быть во всеоружии и свести последствия аварии к минимуму, необходимо точно знать, что делать в создавшейся ситуации.
Огромный багажник, в который с легкостью уместится все необходимое, возможность остановки или изменения маршрута в любой момент, да и просто комфорт – вот отличительные черты поездки за рубеж на автомобиле.
Но, как и у всего остального, у путешествия на авто есть еще и минусы. Основным является возможность попасть в ДТП, что происходит не так редко, как хотелось бы. Для того чтобы быть во всеоружии и свести последствия аварии к минимуму, необходимо точно знать, что делать в создавшейся ситуации. Итак, если вы собираетесь за границу на авто, внимательно прочтите эти нехитрые правила и постарайтесь их запомнить.
Подготовка к поездке
Прежде чем отправиться в дорогу, осуществите несколько необходимых действий.
1. Оформите грин-карту на свой автомобиль. Она станет аналогом российской страховки, и именно ее предстоит предъявлять сотрудникам зарубежной дорожной полиции. Запаситесь бланками извещения о ДТП Accident statement.
2. Закачайте в свой навигатор карту дорог страны, в которую направляетесь. Если навигатора в машине нет, хотя бы купите бумажную русскоязычную карту.
3. Изучите особенности правил дорожного движения в стране, которая является целью путешествия, и тех, через которые предстоит проехать транзитом. Особое внимание обратите на штрафы.
4. Пакуя чемоданы, не забудьте укомплектовать автомобиль всем необходимым. В набор должны войти не только аптечка, огнетушитель и знак аварийной остановки, но и такие предметы, как запасное колесо, домкрат, насос, комплект лампочек для фар, а также ремнабор для той части «железного коня», которая чаще всего ломается.
ДТП на собственном автомобиле
Действия, предусмотренные европейским законодательством на случай ДТП, просты и понятны. Разумеется, в первую очередь необходимо остановиться и включить аварийную сигнализацию. Прежде чем выйти из машины, стоит надеть жилет со светоотражающими полосами, наличие которого в авто обязательно во многих странах. Затем следует установить знак аварийной остановки, причем требования по расстоянию до машины в каждой стране свои. В любом случае это порядка 50-100 метров.
Совершив все необходимое, приступайте к коммуникации с другими участниками ДТП. Помните, что во многих странах Европы официально разрешено урегулирование конфликта на месте. Если вам удастся договориться с участником ДТП о компенсации или ее отсутствии и никто из участников аварии не нуждается в медицинской помощи, вы можете разъехаться, не вызывая полицию.
Если кто-то все же пострадал, обратитесь в службу спасения по общему номеру 112 (полицию можно вызвать так же). Окажите первую помощь всем нуждающимся и лишь затем приступайте к решению остальных вопросов.
Позвоните в компанию, в которой оформляли грин-карту, и в свою страховую компанию, чтобы известить их о ДТП.
По прибытии полиции заполните бланк извещения о ДТП. Обязательно внесите информацию во все пункты, согласуйте подробный план ДТП с остальными его участниками. Пишите только шариковой ручкой, причем латинскими буквами.
Попросите у сотрудника полиции документ, подтверждающий факт ДТП. Его выдают не во всех странах, но попытаться все же стоит.
Лишь после того, как сотрудник полиции даст разрешение, вызывайте эвакуатор и буксируйте машину в мастерскую, если это необходимо, или просто продолжайте путь, если все обошлось парой царапин на кузове.
Сохраняйте все чеки и прочие подтверждения расходов на ремонт. Их можно будет предъявить в суде, чтобы получить компенсацию от страховой компании, но лишь в том случае, если вас признали потерпевшим.
ДТП на арендованном автомобиле
Любая система проката авто включает в стоимость и страховку от аварий, поэтому хлопот будет даже меньше, чем с собственным автомобилем. Конечно, действия при ДТП будут практически аналогичными, лишь с парой исключений.
После того как вы выставите знак аварийной остановки и окажете первую помощь пострадавшим, необходимо позвонить в офис службы проката. Ее сотрудники обычно заинтересованы в быстром и «бескровном» разрешении ситуации не меньше своего клиента. Кроме того, они точно знают, с какой страховой компанией сотрудничают, какие бумаги необходимо будет заполнить и в какой сервис стоит отогнать авто. Более того, все солидные службы проката имеют в своем распоряжении пару эвакуаторов или могут заказать подобную услугу в ближайшем автосервисе.
Правда, в случае с арендным авто решить вопрос о компенсации на месте не получится – вам обязательно потребуется правильно оформленное извещение о ДТП и справка от сотрудника полиции. При этом помните, что менеджер компании, в которой вы взяли машину, может проконсультировать по всем возникшим вопросам и перевести сотруднику полиции то, что вы пытаетесь сказать.
И последнее, что стоит иметь в виду: не подписывайте бумаги о ДТП, если не до конца понимаете, что именно в них написано. Конечно, в Евросоюзе случаи с мошенничеством на дороге редкость, а вот в странах Азии и Африки – весьма распространенное явление.
Что делать, если попал в дорожно-транспортное происшествие за границей
ДТП за границей является двойным стрессом, поскольку сотрудники дорожного патруля говорят на языке своей страны и досконально изучить правила этого государства нереально.
Кроме того, даже небольшая авария за рубежом — серьезный материальный ущерб. Особенно, если автовладелец не знает, как нужно себя вести в таком случае.
Обязательные действия при ДТП. Если такая ситуация произошла за границей, нужно выполнить следующие действия:
1. Выставить знак, обозначающий аварийную остановку, задействовать другие сигналы, как на территории Российской Федерации;
2. Оказать помощь пострадавшим участникам ДТП, собрать контакты от очевидцев;
3. Взять у соучастника европейскую форму извещения ДТП и заполнить ее;
4. Если невозможно записать данные в европейской форме извещения ДТП или сделать копию, то нужно записать номер знака с маркой транспорта у соучастника ДТП;
5. Не подписывать документы, если смысл в них неясен;
6. Получить документ дорожной полиции, который будет подтверждать факт произошедшей аварии, если это требуется по местному законодательству;
7. Проинформировать иностранное бюро «Зеленая карта» или страховую компанию о произошедшем ДТП;
8. Сохранить всю документацию, которая подтвердит расходы, связанные с происшествием. Это могут быть расходы, связанные с эвакуацией машины, вызовом ремонтников и оплатой медицинской помощи.
Что еще нужно помнить? Водители из государств, где распространяется «Зеленая карта», получают извещение на своем языке. Нужно обязательно воспользоваться ей и свериться с памяткой. Также следует не забыть:
1. Проставить место, где был нанесен первый удар;
2. Указать крестик в пункте 12 и поставить клетки;
3. Нарисовать схему ДТП в пункте 13 и указать заявленные сведения.
После того, как все факты будут изложены точно и указанные сведения будут проверены, нужно обязательно подписать извещение и дать его на подпись другому водителю по пункту 15. Не забыть взять копию заполненного документа и отправить его любым способом страховой компании в течение 15 суток с момента происшествия. Это можно сделать, например, с помощью заказного письма.
Стоит указать, что если ДТП произошло по вине другого водителя, нужно получить материальную компенсацию, обратившись к юристу, который занимается подобными делами. Также возместить ущерб можно у лицензированного оценщика, который осмотрит автомобиль и посчитает ущерб.
Не следует ехать в Россию, чтобы оформить страховой случай. Во многих организациях, чтобы компенсировать ущерб, могут потребовать предоставить им автомобиль. Поэтому придется ехать на разбитой машине опять заграницу.
В результате, если произошло ДТП, не следует паниковать. Нужно четко выполнить представленные выше действия.
Итог. Внимательно ознакомиться с документами, прежде чем их подписывать. До того как сесть за руль следует позаботиться о страховке. Обязательно при ДТП фиксировать все детали произошедшего события.
Что делать, если попал в аварию за рубежом
Впереди лето и сезон отпусков. Безвиз открыл широкие возможности путешествий по Европе, в том числе и на автомобиле. О том, что делать, если вы попали в ДТП за рубежом рассказал гендиректор МТСБУ Владимир Шевченко
Все мы надеемся, что наши поездки будут безопасными, но неприятности все же случаются. И именно грамотное поведение всех участников помогает минимизировать последствия ДТП и быстро получить компенсацию.
Подготовьтесь к поездке заранее
Самое первое и главное – у вас должна быть страховая защита, то есть международный страховой сертификат «Зеленая карта» украинской страховой компании, которая является полным членом МТСБУ, а значит имеет право заключать договора международного страхования.
Страховой сертификат должен действовать на территории той страны/или стран, которые вы планируете посетить на автомобиле на весь период поездки. Обязательно проверьте этот момент при заключении, потому что при поезде например, в Германию и Россию нужны разные полисы.
Напомню, с февраля этого года на всех пунктах пересечения границы ведется автоматизированная проверка наличия и действительности сертификата «Зеленой карты», так что выехать за рубеж без страховки просто невозможно.
Полис «Зеленой карты» предполагает возмещение иностранному потерпевшему в случае ДТП по вашей вине.
Почему это так важно? Полис защищает не только от возмещения ущерба в случае ДТП, но и является гарантией вашей благонадежности. Если водителя за рубежом останавливает местная полиция, проверяет полис «Зеленой карты» и обнаруживает, что он фальшивый/фальсифицированный, с истекшим сроком действия и т.п., водителя ждет немаленький штраф. А автомобиль отправится на штрафплощадку. В определенных случаях водитель даже будет задержан и отправлен в тюрьму до выяснения всех обстоятельств дела.
Ключевое, что нужно знать украинскому автовладельцу на случай попадания в ДТП за рубежом. По правилам международной системы «Зеленая карта» выплаты осуществляются по законодательству той страны, где произошло ДТП. То есть если авария случилась в Польше – она будет урегулироваться по польским законам, в Германии – по немецким и т.д.
Алгоритм действий в случае ДТП за границей следующий
1. Вызовите полицию или составьте европротокол. Вы можете использовать украинский бланкевропротокола (можно взять в поездку бланк европротокола, который выдан вместе с внутренним полисом ОСАГО, или при заключении договора страхования «Зеленая карта» попросить бланк у страховщика).
Однако даже если вы заполняете бланк европротокола иностранной компании, то надо помнить, что бланки полностью идентичны по структуре и тексту, поэтому они или интуитивно понятны, или можно посмотреть образец украинского бланка и сверяясь с ним, определить, где какие данные надо заполнить.
2. Заполняйте любые бланки собственноручно на том языке, которым вы владеете. Не подписывайте документы, смысл которых вы не понимаете. Поэтому не лишним будет подготовиться к поездке, установив на смартфон, планшет или другой гаджет программы, помогающие с переводом текстов.
3. Также как и в случае ДТП в Украине, желательно сделать фотографии с места события и повреждений автомобиля, при возможности обозначить GPS-координаты места ДТП, взять контакты свидетелей, то есть документально зафиксировать все детали страхового события.
4. Дать остальным участникам ДТП данные своего страхового сертификата «Зеленая карта», предоставить его копию или дать возможность скопировать, сфотографировать страховой сертификат. Оригинал страхового сертификата всегда остается у вас!
5. Не забудьте получить копию документов, которыми оформляется ДТП (европротокол, справка полиции и т.п.)
Кто будет платить за нанесенный в ДТП ущерб
Если вы стали виновником ДТП – выплату потерпевшему сделает его национальное Бюро «Зеленая карта» (например, Германии). Потом будут произведены взаиморасчеты немецкого бюро с МТСБУ. В таком случае фактически задача автовладельца сводится к правильной фиксации обстоятельств ДТП и заполнению документов.
Важно! Система «Зеленая карта» защищает потерпевшего. Это означает, что если у виновника ДТП не было страхового полиса, его «Зеленая карта» была фальшивой или у нее истек срок действия — потерпевший все-равно получит выплату. А МТСБУ компенсирует эту выплату его национальному Бюро. Но затем взыщет всю сумму ущерба с нерадивого украинского водителя. Ежегодно Бюро взыскивает регрессы на десятки миллионов гривен, так что избежать финансовой ответственности не удастся.
Если украинский водитель оказался пострадавшим, а у виновника ДТП есть полис ОСАГО местного страховщика, то для получения выплаты надо будет обратиться в его страховую компанию. Да, это создает определенные сложности: офис компании может находится в другом городе, но у многих европейских страховщиков предусмотрена возможность отправки документов и заявления на выплату в электронном виде или обычной почтой. Информация об этом размещена на сайте страховщика.
Если у виновника ДТП нет полиса ОСАГО (такое бывает и за рубежом, где проникновение страхования ОСАГО высоко, но не во всех странах достигает 100%), то за компенсацией убытков надо обратиться в местное Бюро «Зеленая Карта» или к распорядителю гарантийных фондов в той стране, где случилось ДТП. Список этих организаций есть на сайте МТСБУ.
Не могу не напомнить, что для путешествия за рубеж, кроме сертификата «Зеленая карта», у каждого должен быть полис страхования медицинских расходов выезжающих за рубеж, а наличие полиса КАСКО упростит и ускорит получение страховой выплаты, если вы являетесь пострадавшим в ДТП. Проверьте перед поездкой, есть ли у вашего полиса КАСКО покрытие для других стран, кроме Украины, или «докупите» такую опцию.
Что делать если страховой случай произошёл за границей? Инструкция по применению Зелёной карты и полиса КАСКО с расширенным покрытием
ДТП или угон машины за рубежом могут обескуражить даже самого опытного автомобилиста. Языковой барьер, незнание местных законов и правил только усугубляют ситуацию. К счастью, на помощь страхователю приходят полисы «Зелёная карта» и КАСКО. Что стоит предпринять, чтобы гарантировать выплату по этим страховкам за страховой случай за рубежом?
Неприятности с машиной за рубежом могут озадачить даже опытного автомобилиста. Разобраться в действиях, необходимых для получения выплаты по КАСКО или «Зелёной карте», непросто, ведь порядок действий зависит от различных факторов:
- Государство, в котором произошло дорожно-транспортное происшествие (ДТП) или иное событие.
- Характер произошедшего события (есть ли пострадавшие? какой размер ущерба? и прочее).
- Вид страховки ответственности виновника («Зелёная карта» или ОСАГО страны, где случилось ДТП).
Эти факторы определяют алгоритм действий при ДТП за границей. При этом общие рекомендации подойдут для большинства случаев.
Действия на месте происшествия
Данные рекомендации помогут избежать сложностей при получении компенсации:
- Обратитесь в полицию или иные профильные службы. В Европе действует единый номер 112. Телефоны профильных служб в других государствах придётся дополнительно уточнить. В большинстве стран полиция не выезжает на мелкие ДТП, но всё равно обязательно позвоните в полицию и уточните порядок дальнейших действий.
- Зафиксируйте место происшествия на фото. Данные материалы послужат «подстраховкой» при выяснении обстоятельств случившегося. Вопросы могут возникнуть как у страховой компании, так и у компетентных органов.
- Запишите контакты и идентификационные данные свидетелей события.
- При ДТПзаполните форму европейского Извещения о ДТП. Если виновник застрахован по «местному» полису (не по «Зелёной карте»), лучше использовать бланк местного ОСАГО. Это облегчит дальнейшее общение со страховой компанией.
Если машина застрахована по КАСКО, сообщите о случившемся в свою страховую компанию.
При ДТП важно получить информацию о полисе страхования ответственности второго водителя (или остальных водителей, если их много).
Не забывайте и об общих требованиях к участникам происшествия. Если есть пострадавшие, окажите посильную помощь. Если событие произошло в пределах дороги, должен быть использован знак аварийной остановки и включена «аварийка». Во всех случаях необходимо принять разумные меры по уменьшению ущерба.
Выплата по «Зелёной карте»
Куда обращаться?
«Зелёная карта» – это зарубежный аналог ОСАГО , поэтому по ней нельзя получить возмещение за ущерб своего автомобиля. Компенсация выплачивается по полису виновника ДТП. Определить страховую компанию и реквизиты договора можно одним из трёх способов:
- Получить информацию непосредственно от участника аварии. Нелишне при этом сфотографировать его полис. Иногда комплект страховки включает отрывные копии для потерпевших (по аналогии с российской «Зелёной картой»).
- Переписать данные с наклейки на лобовом стекле. В некоторых странах они являются обязательными для автомобилистов.
- Получить сведения в компетентной организации: это может быть полиция, надзорный орган или иные структуры. В данном случае потребуется сообщить данные о машине виновного лица.
Если виновник застрахован по внутренней страховке своей страны, скорее всего обращаться за возмещением придётся в его компанию. Предварительно по телефону лучше получить информацию касательно урегулирования убытка:
- В какие подразделения организации можно предоставлять документы по страховому случаю (заодно узнайте, где находится ближайшее из них)?
- Какие документы потребуются для рассмотрения случая?
- Если необходим осмотр повреждённого авто, каким образом и когда можно его провести (это особенно актуально, если машина не на ходу)?
- Что ещё нужно сделать, чтобы получить выплату?
Порой виновник сам «не из местных» и тоже застрахован по «Зелёной карте». Тогда обращаться необходимо в Бюро «Зелёной карты» государства, в котором произошла авария. Соответствующие контакты указаны на оборотной стороне полиса.
Оператор предоставит инструкции о необходимых действиях, в частности, в какую компанию необходимо подавать бумаги для выплаты. Вместе с тем, нелишне уведомить и свою страховую компанию, чтобы скоординировать планируемые шаги.
Порядок урегулирования
Иногда за компенсацией можно обратиться к корреспонденту (представителю) иностранной страховой компании на территории России. О таком варианте нелишне осведомиться при первичном телефонном обращении. В то же время данная возможность не всегда удобна.
Например, автомобиль может быть слишком сильно повреждён для дальнейшего передвижения. При этом европейские страховые компании нередко готовы компенсировать затраты на ремонт «на месте». В целом же сумма выплаты определяется в основном одним из трёх способов:
- Оценка затрат на восстановление машины экспертом или специализированной организацией.
- Оплата счетов авторемонтного предприятия по месту ДТП.
- «Договорная» выплата – если сумма, предложенная страховщиком без оценки, устраивает потерпевшего.
Точный перечень документов лучше уточнять предварительно. Обычно он не сильно отличается от привычного для россиян перечня:
- Документы на автомобиль. Обычно это свидетельство о регистрации транспортного средства.
- Удостоверение личности. Как правило, заграничный паспорт.
- Водительское удостоверение человека, находившегося за рулём в момент ДТП.
- Документы полиции или иных служб. Однако полиция в Европе не оформляет небольшие аварии, а подтверждающие документы нередко предоставляет только по запросу страховой компании. В таких случаях данный пункт не актуален.
- При ДТП: извещение о ДТП европейского образца. Данный документ в целом похож на российский аналог. Кстати, виновник ДТП обязан направить свой экземпляр Извещения в свою компанию.
- Диагностическая карта (требуется далеко не во всех случаях).
- Банковские реквизиты. Как правило, открыть счёт в евро проще, чем ездить ещё раз за границу для получения выплаты наличными. Пункт не актуален, если ремонт осуществляется в полном объёме за счёт страховой компании.
- Документы, подтверждающие восстановительные расходы. Бумаги могут содержать как фактическую сумму (по факту ремонта), так и оценочную (исходя из анализа повреждений). Сюда же можно отнести документы о дополнительных расходах, например, по эвакуация и так далее.
Зачастую многие вопросы удаётся решить по электронной почте или факсу. Без оригиналов документов, конечно, вряд ли обойтись, но иногда их электронные версии могут ускорить процесс урегулирования. Сроки выплат обычно варьируются от нескольких дней до двух-трёх месяцев.