Как отрегулировать клапана на ваз 2115
Руководство по регулировке клапанов на ВАЗ 2110-2115
Если вы являетесь владельцев ВАЗ 2110-2115 с обычным 8-клапанным двигателем, то наверняка знаете про такую процедуру, как регулировка тепловых зазоров клапанов. Разумеется, если у вас 16-клапанный мотор, то этого делать не нужно, так как у вас установлены гидрокомпенсаторы и никаких регулировок не проводится.
Итак, для обычных ДВС, которые мало чем отличаются от ВАЗ 2108, эта процедура проводится не так часто. После покупки нового автомобиля можно проехать около 100 000 км и без этого, но не всегда это удается и не каждому владельцу так везет. Этот вид техобслуживания ВАЗ 2110 можно выполнять как на СТО, заплатив определенную цену за работу, так и самостоятельно, разобравшись в этой работе. Если вы будет проводить это впервые, то приведенное ниже руководство вам поможет в этом.
Необходимый инструмент и приспособления для регулировки зазоров клапанов на ВАЗ 2110-2115
- Ключ на 10 для снятия клапанной крышки и отсоединения тросика педали газа
- Крестовая и плоская отвертка
- Набор щупов от 0,01 до 1 мм
- Специальное приспособление (рейка) для утопления и фиксации толкателей клапанов
- Пинцет или длинные плоскогубцы
- Набор регулировочных шайб или определенное количество необходимых (станет ясно после измерения зазоров)
Видео инструкция и пошаговое руководство
Для тех, кто привык все смотреть в видео отчетах, сделал специальный ролик. Вставлен он с моего канала на YouTube, поэтому при возникновении вопросов обращайтесь с комментариями под видео.
Ну а ниже в случае недоступности обзора будет представлен фото отчет и текстовое изложение всей необходимой информации.
Порядок проведения работы и руководство с фотографиями
Итак, прежде чем приступать к выполнению, нам понадобится установить коленчатый и распределительный вал двигателя по меткам газораспределения. Более подробно об этой процедуре написано здесь.
Затем снимаем полностью клапанную крышку с двигателя, после чего можно устанавливать рейку и зафиксировать ее на шпильках крепления самой крышки, как это наглядно продемонстрировано на фотографии ниже:
Спешить извлекать шайбы не стоит, так как предварительно необходимо проверить тепловые зазоры между кулачками распредвала и регулировочными шайбами. И делается это в следующей последовательности:
- При нахождении коленвала и распредвала по меткам проверяем зазоры в тех клапанах, кулачки которых направлены вверх. Это будут 1, 2, 3 и 5 клапан.
- Остальные 4,6,7 и 8 клапана регулируются после прокрутки коленвала на один оборот
Номинальный зазор для впускного клапана будет равен 0,2 мм, а для выпускных 0,35. Допустимая погрешность 0,05 мм. Вставляем щуп нужной толщины между шайбой и кулачком, как показано на картинке:
Если он отличается от вышеприведенных данных, то необходимо отрегулировать его, купив подходящую по размеру шайбу. То есть, если вместо 0,20 он у вас составляет 0,30, то необходимо поставить шайбу толщиной на 0,10 толще, чем та, которая установлена (размер на ней нанесен). Ну, думаю, смысл ясен.
Извлекать шайбу довольно просто, если использовать приведенное на картинке приспособление, рычагом утапливаем нужный клапан до упора вниз:
И в это время вставляем фиксатор (упор) между стенкой толкателя и распредвалом:
После чего пинцетом или длинногубцами можно без особых проблем вынимать шайбу:
Далее все делается так, как описано выше. Измеряются остальные зазоры и подбираются необходимые по толщине регулировочные шайбы клапанов. Строго — проводите регулировку тепловых зазоров только на холодном моторе, не более 20 градусов, иначе вся работа может быть насмарку!
Регулировка клапанов ВАЗ 2108 — 2115 своими руками —
Для исправной работы двигателя любой машины необходимо правильное функционирование всех его частей и деталей. Не последнюю роль играют и клапана цилиндров, которые отвечают за своевременный впуск и выпуск газов в камеру сгорания. Корректная работа клапанов в первую очередь зависит от зазора, который должен быть между штангой толкателя и кулачком распредвала. При отсутствии зазора велика вероятность, что клапан не закроется до конца, что приведет к разгерметизации камеры сгорания. Это приводит к потере мощности мотора и выгоранию выпускных клапанов. Другая крайность – слишком большой зазор. При такой ситуации опять же мощность двигателя падает, к тому же появится большой грохот из-за того, что в цилиндр не попадает достаточного количества воздуха. Для предотвращения подобных дефектов рекомендуется сделать регулировку клапанов.
Продукт отечественного автопрома отличается тем, что эти автомобили очень просты в обслуживании. Если возникают проблемы с работой двигателя, то регулировка клапанов ВАЗ 2108 — 2115 решает проблему моментально. Не обязательно везти машину в автосервис, ведь регулировку можно сделать и самому без специальной подготовки.
Для исправной работы двигателя любой машины необходимо правильное функционирование всех его частей и деталей. Не последнюю роль играют и клапана цилиндров, которые отвечают за своевременный впуск и выпуск газов в камеру сгорания. Корректная работа клапанов в первую очередь зависит от зазора, который должен быть между штангой толкателя и кулачком распредвала. При отсутствии зазора велика вероятность, что клапан не закроется до конца, что приведет к разгерметизации камеры сгорания. Это приводит к потере мощности мотора и выгоранию выпускных клапанов. Другая крайность – слишком большой зазор. При такой ситуации опять же мощность двигателя падает, к тому же появится большой грохот из-за того, что в цилиндр не попадает достаточного количества воздуха. Для предотвращения подобных дефектов рекомендуется сделать регулировку клапанов.
Продукт отечественного автопрома отличается тем, что эти автомобили очень просты в обслуживании. Если возникают проблемы с работой двигателя, то регулировка клапанов ВАЗ 2108 — 2115 решает проблему моментально. Не обязательно везти машину в автосервис, ведь регулировку можно сделать и самому без специальной подготовки.
Необходимые инструменты
Для быстрой и качественной регулировки клапанов необходимо приготовить следующий набор инструментов:
гаечные и накидные ключи;
набор регулировочных щупов;
Все инструменты легкодоступны, их можно легко найти в любом автомагазине. Чтобы регулировка клапанов ВАЗ 2109, 2108 либо 21099 не остановилась в середине процесса подготовьте все инструменты, без них очень тяжело что-либо сделать.
В первую очередь перед регулировкой нам нужно найти сами клапана. Чтобы их найти снимается головка блока цилиндров. Под головкой вы увидите распредвал с кулачками, а под ними можно увидеть регулировочные шайбы. Под шайбами находятся толкатели, которые толкают непосредственно сами клапана, их всего восемь штук. Регулировка зазоров производится с помощью регулировочных шайб. На представленном фото можно увидеть кулачки распредвала и шайбы помеченные стрелочками, а под стрелками номерное обозначение клапанов. По этим номерам и будет производиться регулировка, поэтому эта фотография может еще не раз пригодиться.
Нужно иметь в виду, что перед снятием головки блока цилиндров нужно запастись новой прокладкой. Часто бывает, что старая прокладка крышки рвется или сохнет и приходит в негодность.
Под крышкой видны 1 центральный и 2 боковых болта, их нужно будет открутить с помощью гаечного или накидного ключа. Открутив болты, нужно будет снять пластиковую крышку и убрать в сторонку. Затем приглядевшись можно обнаружить две метки, которые нужно совместить. Первая метка находится на шкиве распределительного вала, а вторая метка на задней крышке. Методов совмещения много, но мы возьмем наиболее простой. Нам нужно приподнять одно переднее колесо и включить четвертую скорость на коробке передач. Затем нужно проворачивать колесо, имитируя ход вперед, колесо проворачивают до смещения меток.
Сместив метки нужно взять чистую тряпочку протереть масло и очистить все, рядом с толкателями клапанов, это делается для удобства в процессе работы. После того как все будет чистым нужно прокрутить коленчатый вал двигателя (не распредвал) примерно на 40-50 градусов. Такой угол прокрутки дает нам зазор между кулачками распредвала и штангой толкателя, который мы будет проверять. В этом случае нам удастся проверить только клапана под номерами один, два, три и пять. Проверяем зазоры у этих клапанов с помощь специального щупа и микрометра. Измеряется зазор вставлением щупа в промежуток между кулачками и шайбой. На фото они отмечены красной и синей стрелками соответственно.
Потом коленчатый вал проворачивается еще на 360 градусов, после чего становится возможным проверить зазоры оставшихся клапанов под номерами четыре, шесть, семь и восемь. Делается это идентичным способом. Следует знать, что зазоры выпускных клапанов должны быть на уровне 0.35+0.05, а впускных 0.2+0.05 миллиметров. При этом необходимо выучить цифровые значения и тех и тех клапанов. Номера один, четыре, пять и восемь – это выпускные клапана, а остальные соответственно впускные.
Как было указано ранее регулировка клапанов ВАЗ 21099 и идентичных моделей производится при помощи шайб. На самой шайбе при внимательном осмотре можно обнаружить надпись, которая указывает на ее толщину. Вытащив старую нужно методом расчетов подобрать новую шайбу, что получается сделать не сразу. После того как вы проверили все клапана, нужно выбрать те у которых слишком большой зазор. Вытащив одну шайбу, смотрим на показатель ее толщины и определяем впускной или выпускной это клапан. Затем показатель толщины шайбы прибавляем к толщине зазора, который мы определили. Например, возьмем выпускной клапан, у которого зазор оказался 0.45, а на самой шайбе написано 3.8 миллиметра. В результате получаем 4.25, от которого вычитываем требуемый зазор для выпускных клапанов, то есть 0.35 миллиметра. Таким образом, мы определили толщину в 3.9 миллиметра – такой должна быть новая шайба.
Для того чтобы вытащить шайбу особого мастерства не нужно. С помощь щипцов нужно зафиксировать шайбу и отверткой надавить на толкатель и вынуть шайбу. А ставить ее еще проще. После замены обязательно нужно проверить результат повторными замерами.
Как происходит регулировка клапанов ВАЗ-2115 инжектор 8 клапанов
Владельцы ВАЗ-2115 на инжекторе регулярно обращаются в сервис для проведения технического обслуживания машины. Такая же ситуация наблюдается тогда, когда требуется отрегулировать клапана.
По сути, это определение теплового зазора, который представляет собой пространство между верхом стержня клапана и кулаком распредвала. Зазор нужен для того, чтобы компенсировать расширения клапана в различных температурных режимах работы двигателя. Неправильно отрегулированный зазор грозит следующими последствиями:
- Увеличенное пространство не даст клапану возможности полностью открываться.
- Маленький зазор не позволит клапану полностью закрываться.
В данной статье мы рассмотрим особенности регулирования клапанов на пятнадцатой модели, и вы убедитесь, что этот процесс займет у вас больше получаса. Тем самым вы узнаете, как выполняются работы, и определите для себя – делать все самостоятельно или обратиться на станцию технического обслуживания.
Зачем нужны тепловые зазоры
Практически все автовладельцы используют словосочетание «регулировка клапанов», однако если говорить правильно, то рабочий процесс именуется регулировкой теплового зазора между распредвалом и торцом клапана. Но, как показывает практика, это название применяется только в специализированной технической литературе. В народе применяется распространенный термин.
Как уже отмечалось выше тепловой зазор это пространство между торцом клапана и кулаком распредвала.
Этот зазор предназначен для качественного закрытия/открытия клапана в любых температурных условиях работы ДВС.
Измерять зазор необходимо на охлажденном моторе в температурных условиях не более 20 градусов тепла. Для этого используется специальный щуп, который помещается в пространство между кулаком и регулирующей шайбой толкателя. Важно, чтобы кулак распределительного вала находился вверху от толкателя.
Когда этот зазор изменяется, как правило, появляются характерные стуки при заведенном моторе. Соответственно, если вы заметили подобное явление – нужно отрегулировать этот зазор.
Выполняя все работы самостоятельно, вы сразу же экономите деньги вплоть до одной тысячи рублей. Все что вам потребуется – это покупка специальных инструментов, которыми вы будете пользоваться при очередных работах с автомобилем.
Как отрегулировать тепловой зазор
Все работы осуществляется с использованием специализированных шайб, которые нужно складывать в области между кулаком и торцом клапана. На пятнадцатой модели ВАЗ все работы делаются на холостом моторе. Весь процесс достаточно прост, но если у вас нет даже минимального опыта в ремонте машины – лучшим выходом будет обратиться в сервис.
Помимо стандартных инструментов, вам нужно подготовить:
- Набор измерительных щипчиков для определения зазора.
- Устройство, при помощи которого вы будете утапливать толкатель клапана.
- Перед покупкой шайб рекомендуется провести замеры, чтобы не брать лишние элементы, которые вам вовсе не потребуются.
Выполнение работ выглядит следующим образом:
- В первую очередь снимается крышка клапанов. Чтобы это сделать, демонтируйте воздушный фильтр, ослабьте патрубок, идущий к ГБЦ, и отсоедините его. Далее демонтируйте управляющее дроссельной заслонкой устройство и аккуратно снимайте крышку цилиндрового блока.
- Открутите свечи зажигания.
- Демонтируйте крышку, которая защищает систему газораспределения.
- Прокрутите коленчатый вал двигателя по часовой стрелке до тех пор, пока пометка на шкиве системы газораспределения не совпадет с пометкой на задней крышке. Поворачивать вал можно только при помощи гаечного ключа за болты, которые фиксируют шкив генератора.
- Если вы проскочили пометку, прокручивайте двигатель в том же направлении еще на несколько оборотов.
- Как только метки сошлись – прокрутите коленвал еще на несколько зубцов системы газораспределения.
- Теперь измерьте зазор выпускающего клапана первого цилиндра и впускающего клапана на третьем цилиндре. По стандарту на впуске зазор должен составлять около 0,2 мм, на выпуске 0,4 мм.
- Если зазоры совпадают с рекомендуемыми значениями – опустите поршень цилиндров в нижнее положение при помощи специального приспособления и извлеките шайбу.
- Теперь измеряйте размер необходимой шайбы. Это делается путем отнимания величины теплового зазора от рекомендуемого значения, а затем к полученному числу прибавляется толщина используемой шайбы.
- Померьте тепловой зазор для каждого клапана по очереди при каждом повороте коленвала на половину оборота.
- Поставьте шайбы подходящих размеров и повторите все измерения.
После проведения всех работ соберите все в обратном порядке и считайте, что регулировка клапанов окончена.
Подводя итог статьи, отметим, что регулировку клапанов нужно делать после того, как машина прошла 30 и более тысяч километров. Однако даже в таком случае если все работает нормально – специально заниматься подобными работами не стоит. Помимо этого, если у вас отсутствует опыт – лучшим выходом из ситуации будет посещение сервиса.
Регулировка клапанов на ВАЗ-2113, 2114, 2115
В процессе эксплуатации автомобиля рабочая кромка клапанов срабатывается и они усаживаются, а значит поднимаются вверх.
При этом уменьшается либо вообще пропадает необходимый тепловой зазор, который обеспечивает полное плотное закрытие клапана. Завод рекомендует проверять зазоры в клапанном механизме каждые 15 000-30 000 км пробега.
Основные неисправности
Обычно стоит проверять тепловые зазоры в случаях если:
- в двигателе появляется излишний шум, особенно в области клапанной крышки;
- нарушается стабильность его работы, падает тяга в нагрузочных режимах;
- появляются хлопки и «выстрелы» в глушителе;
- значительно поднимается расход топлива при том, что система питания отрегулирована.
Регулировка клапанов
Установив автомобиль на ручной тормоз, включить пятую передачу и вывеить одно переднее колесо. Открутив две гайки, снять клапанную крышку, предварительно сняв кронштейн троса привода дроссельной заслонки и отсоединив шланг сопуна.
Теперь, когда открыт полный доступ к клапанному механизму, с помощью набора щупов проверить зазоры между клапаном и распределительным валом. Для впускных клапанов он составляет 0.2±0.5 мм, для выпускных 0.35±0.5 мм.
ВНИМАНИЕ! Проверка зазоров производится только на холодном двигателе!
Зазоры проверяются на закрытых клапанах. Определить это можно взглянув в прорезь пинала распределительного вала – на закрытом клапане кулачек будет смотреть вверх.
Определить, какой клапан впускной, а какой выпускной, очень легко: выпускной клапан расположен напротив выпускного коллектора (чугунного), а впускной – напротив впускного (алюминиевого), еще он побольше выпускного.
Проворачивая вывешенное колесо, выставить распредвал в такое положение, чтобы открытые клапана закрылись, и проверить зазоры в них.
Щуп должен проходить между затылком кулачка и клапаном с легким натягом. Если он входит слишком туго либо вообще не пролазит, клапан необходимо отрегулировать. Регулировка выполняется с помощью шайб разной толщины.
Чтобы вытащить шайбу, понадобиться специальный съемник для двигателей семейства ВАЗ 2108, который можно приобрести в любом автомобильном магазине.
- Трубку съемника прикрутить к шпилькам клапанной крышки;
- дальше чего серповидную часть рычага завести между регулировочной шайбой и кулачком распредвала;
- нажать на рычаг и утопить клапан до упора;
- между ребром стакана и распредвалом вставить специальный флажок («клюшку»), который идет в комплекте со съемником;
- поднять рычаг вверх, освободив шайбу.
Также шайбу можно вытащить с помощью двух плоских отверток, вставив одну из них между клапаном и распредвалом и нажать на него, после чего вторую отвертку вставить ребром между стаканом регулировочной шайбы и распределительным валом.
После того, как клапан зафиксирован в нижнем положении, вытащить отвертку, вставленную между шайбой и кулачком, острым предметом типа шила через прорезь стакана поддеть шайбу и вытащить ее.
ВНИМАНИЕ! Если у вас недостаточно опыта для подобных операций, менять шайбы с помощью отверток не рекомендуется!Кромки стаканов достаточно хрупкие и неопытными руками легко ломаются. Для замены стаканов необходимо снять ремень ГРМ и распределительный вал. Рекомендуется использовать специальный съемник.
Замена шайб и зазоры
Размер шайбы подбирается путем несложного математического расчета: если зазор между кулачком и клапаном составляет, например 0.15 мм, а необходимо сделать 0.35 мм при том, что шайба 3.40 мм, то 3.40-0.20=3.20 мм – толщина необходимой шайбы.
Аналогично примеру подбор производится при других зазорах для всех клапанов. Установка шайб производится в обратном порядке снятию.
После того, как все зазоры выставлены в допуск, собираем все в обратном порядке и запускаем двигатель.
Итог работы
По итогу регулировки работа двигателя стабилизируется, падает расход, возвращается исходная мощность. Автомобиль снова едет так, как должен. Поэтому и рекомендуется проверять тепловые зазоры каждые 15 000-30 000 км пробега.