Датчик детонации лада калина
Как провести замену датчика детонации в двигателе «Калины-2»
Современные инжекторные двигатели оснащаются датчиком детонации, сигнал с которого поступает на контроллер ЭБУ. Сам по себе модуль датчика устроен просто: он состоит из пьезоэлемента, пластикового корпуса и разъёма с двумя контактами. Модуль крепится к блоку цилиндров с внешней стороны. Дальше рассматривается, как правильно проводить демонтаж и замену датчика, если речь идёт о следующих моторах: 21116, 21126, 21127.
Подготовительные действия
Перед выполнением любых операций с электрооборудованием необходимо отключать АКБ. Достаточно будет ослабить винт, удерживающий минусовую клемму на аккумуляторе, и затем снять эту клемму на время проведения работ. Здесь понадобится накидной ключ на 10:
Минусовая клемма отключается быстрее
Допустим, в вашем случае речь идёт о 8-клапанном двигателе. Тогда можно сразу перейти к следующей главе. Владельцам авто с моторами 21126/21127 повезло меньше – им нужно выполнить демонтаж кожуха.
Для того чтобы снять защитный кожух, проводят действия: отключают кабели клапана адсорбера, вынимают железную пластину-фиксатор, затем модуль клапана отводят от двигателя. Только затем можно будет выкрутить пробку, закрывающую маслоналивную горловину. Саму деталь под названием «кожух» аккуратно вытягивают вверх. Её удерживают резиновые заклёпки.
Деталь удерживают четыре резиновые заклёпки-фиксатора
Выполнив демонтаж защиты, желательно будет закрутить маслоналивную пробку. Иначе в горловину попадёт пыль. А вообще, внимательность требуется соблюдать на каждом шаге.
Как самим заменить датчик за пару шагов
Прежде всего, обратите внимание на то, где именно деталь под названием «датчик» прикреплена к блоку цилиндров:
На 8-клапанном моторе винт М8, удерживающий деталь «30», откручивается просто. Чтобы выполнить это действие, возьмите плоский ключ с длинной рукоятью. Но если речь идёт о 16-клапанном ДВС, возможно, потребуется использовать накидной ключ. Для шестигранника М8 подходит ключ на 13.
Сразу ослабив крепление датчика, можно создать себе лишние проблемы: отключать электрический разъём будет трудно. Поэтому, на первом этапе проводят отключение. Все действия, перечисленные выше, иллюстрируются на фото:
Здесь рассмотрено то, как выполнить демонтаж. Установку датчика проводят в обратном порядке.
Проводя монтаж новой детали, сначала закручивают винт крепления. На втором шаге подключают разъём. Выполнив это требование, можно снизить вероятность повреждения проводки.
Советы по выбору
В каталоге сборочных единиц, который составлен АвтоВАЗом, датчик детонации обозначен так: 21120-3855020-01 или 02. Оба варианта подходят для всех двигателей, штатно устанавливаемых на «Калину-2». Понятно, что деталь с обозначением «01» выпускает ОАО «АвтоВАЗ». Для продукции других заводов характерны альтернативные обозначения: «02», а также «03».
Проверить работоспособность датчиков, основанных на принципе пьезоэффекта, можно так:
- К выводам датчика подключают вольтметр;
- Устанавливают минимальный предел значений;
- Постукивая отвёрткой по корпусу, контролируют напряжение.
Блок ЭБУ может запоминать ошибки двух видов: 0327, 0328. О низкой амплитуде на контактах говорит появление первой из них (0327). Вторая – это обратный эффект, когда амплитуда на клеммах датчика превышает пределы.
Как проверить датчик детонации
Заметим, что наличие сведений об ошибке «0327», которые хранит память ЭБУ, ещё не означает то, что датчик неисправен. Ошибка может появиться после спуска с горы, если передача МКП не была выключена. Данный эффект характерен для любых авто, а не только для продукции ВАЗ.
Когда именно датчик требуется менять, скажет только опытный автомеханик. Прирост мощности, улучшение динамики – вот результат такой замены. Но не нужно пытаться заменить исправную деталь. Результат в таких случаях разочаровывает.
Видео с проверкой исправного датчика фирмы BOSCH
Датчик детонации авто Калина
В автомобиле Лада Калина в блоке цилиндров находится датчик детонации, представляющий собой чувствительный пьезоэлемент из керамики, который дает указания ЭБУ двигателя в зависимости от уровня его вибрации. При возникновении детонации контроллер по сигналу датчика корректирует угол зажигания.
Описание устройства и процесса детонации
Датчик детонации (ДД) Калина отвечает за обнаружение момента детонации в двигателе, контролируя работу мотора во время впрыска горючего. При нормальной работе двигателя датчик не задействуется, однако при проявлении детонации в цилиндрах ЭБУ быстро исправляет параметры зажигания по показаниям ДД. В основе работы датчика лежит пьезоэффект. Вибрация двигателя сжимает пьезоэлектрическую пластину, и возникающая разность потенциалов воспринимается ЭБУ двигателя.
Детонационный датчик является частью системы управления двигателем Лада Калина, куда входят датчик массового расхода воздуха, датчик фаз, датчик положения дроссельной заслонки. Детонация в двигателе автомобиля может возникнуть при неправильном распределении горючей смеси, что ведет к ее неравномерному горению. Внешне это явление проявляется характерным стуком в блоке цилиндров и способно привести мотор в неремонтопригодное состояние.
Одной из причин возникновения детонации может быть некачественное топливо (или горючее с более низким октановым числом, чем требуется тому или иному двигателю). При подмене или смешивании разных сортов топлива на АЗС появления детонации избежать не удастся, поэтому опытные водители советуют заправляться на проверенных станциях.
Детонация может возникнуть и из-за скопившегося на стенках цилиндра нагара или некачественных свеч зажигания. При образовании нагара уменьшается рабочий объем цилиндров, а это увеличивает степень сжатия, провоцируя детонацию. Что касается свечей, то детонация может появиться из-за неправильного их подбора.
Неисправности и их устранение
Как любая электронная система, датчик детонации тоже подвержен неисправностям, о чем сообщает индикатор CheckEngine. Чаще всего детонационный датчик выходит из строя в случае обрыва сигнального провода, замыкания, повреждения самого датчика или изоляции проводов. Если оборвался сигнальный провод, необходимо проверить соединение жгута проводов и вилки датчика детонации. Если оно не повреждено, значит имеет место нарушение целостности контактов розетки или проводов.
В случае замыкания на массу надо отсоединить датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) от жгута проводов и проверить состояние цепи при выключенном зажигании, используя омметр. Если замыкание случилось в бортовой сети, отсоединяем чехол розетки датчика и проверяем напряжение между розеткой и массой, включив зажигание. Если показания вольтметра не превышают 12 В, нужно проверить, не было ли замыкания в цепи жгута.
Далее, вольтметром проверяется наличие сигнала, зажигание при этом должно быть выключено. В случае отсутствия сигнала ДД должен быть заменен. На Калине детонационный датчик находится чуть выше, чем щуп проверки уровня масла. Он закреплен на резьбе, и чтобы его открутить, нужен ключ на 13. Как только ДД будет выкручен, от него аккуратно отсоединяется штекер с проводами нажатием на защелку-фиксатор. Новый датчик просто вставляется на штатное место и закручивается.
Распространенной проблемой является ошибка 0326, означающая, что амплитуда сигнала датчика отклонилась от порогового значения. Обычно это происходит при повреждении проводов на пути от датчика к контроллеру двигателя. В этой ситуации надо проверить состояние цепи и в случае необходимости устранить обрыв.
Датчик детонации — деталь недорогая, стоит около 280 рублей, и легко заменяется. Существуют и другие электронные системы Лады Калина, также требующие рассмотрения.
Характеристики датчика массового расхода воздуха
Датчик массового расхода воздуха тоже закреплен в верхней части блока цилиндров и закрывает собой входное отверстие воздушного фильтра. ДМРВ непрерывно посылает сигналы в бортовой контроллер, их частота зависит от количества проходящего через фильтр воздуха. Поломка этого устройства происходит редко, но тогда поведение автомобиля может стать непредсказуемым.
Двигатель может заглохнуть, будет расти расход горючего. Это связано с тем, что ЭБУ без участия датчика определяет объем нужного для воспламенения топливовоздушной смеси воздуха, основываясь на числе оборотов коленвала и положении дроссельной заслонки. ДМРВ имеет встроенный датчик температуры, который измеряет температуру проходящего через фильтр воздушного потока. Признаками того, что датчик массового расхода воздуха сломался, являются низкая тяга мотора и повышенный расход топлива.
Если это случилось, ДМРВ следует отключить и заменить на новый. Для этого сначала надо отсоединить его разъем и завести двигатель, чтобы ЭБУ перешел в аварийный режим. Степень повреждения датчика можно иногда оценить на глазок. Еще в случае симптомов неисправности ДМРВ следует обратить внимание на состояние внутренней поверхности патрубка, на котором установлен датчик. Она должна быть сухой, и в патрубке не должно быть масляного налета.
ДМРВ может выйти из строя в результате попадания на него загрязнений, а происходит это из-за поздней замены воздушного фильтра, который втягивает в себя много разных загрязнителей из окружающего воздуха. Поэтому так важно менять воздушный фильтр вовремя. Причиной неисправности ДМРВ может стать и повреждение его уплотнительного кольца.
Тем не менее при всей своей уязвимости ДМРВ может служить очень долго и при соблюдении правил ухода за автомобилем не доставляет проблем. Кстати, при запуске двигателя Калина можно определить повреждение ДМРВ: при неисправном датчике стрелка тахометра будет сильно вилять из стороны в сторону, а бортовой компьютер (если он установлен) зафиксирует рост расхода топлива.
Скачки оборотов, падение динамики — вот что грозит машине с неисправным датчиком массового расхода воздуха. Починить это прибор не удастся, при первой же возможности его надо менять. Старт горячего мотора с неисправным ДМРВ будет затруднен, или Калина вовсе не захочет заводиться с такой поломкой.
Особенности датчика фаз и датчика удара
Датчик фаз (ДФ) Лады Калина устанавливается на заглушке блока цилиндров. Его сигнал используется ЭБУ для последовательного впрыска горючего в цилиндры, то есть датчик фаз помогает отслеживать ЭБУ так называемые такты в работе двигателя (впуск, сжатие, сгорание, выхлоп) и подавать топливо тогда, когда это нужно.
Убедиться в том, что датчик фаз неисправен, можно только с помощью диагностических устройств, потому что характер работы двигателя при поломке ДФ обычно не меняется. Может только слегка подняться расход горючего. Иногда двигатель начинает заводиться с небольшим опозданием, потому что ЭБУ ищет сигнал от датчика, но не находит.
При необходимости замены ДФ нужно снять пластиковую крышку блока цилиндров, чтобы было легче подобраться к самому устройству. Аккуратно снимаем с него разъем с проводами и при помощи ключа на 10 отвинчиваем болт крепления, после чего датчик можно извлечь из мотора.
Новый прибор устанавливается на то же место. ДФ также называется датчиком положения распределительного вала. При демонтаже устройства может случиться так, что датчик словно прирастает к своему месту и не желает сниматься. В этой ситуации помогут специальные клещи.
Датчик удара устанавливается как часть штатной противоугонной сигнализации Лада Калина. Как правило, в машине этой модели есть крепление для такого датчика, причем одноуровневого типа. Однако автолюбители научились устанавливать и нештатные двухуровневые устройства. Двухуровневый датчик удара подключается довольно легко без серьезных изменений в штатной проводке.
Часто устанавливаются и датчики с выходным транзистором, настроенные на определенные охранные зоны (например, капот или двери). Двухуровневый датчик удара является наиболее предпочтительным, потому что на удары разной силы он реагирует по-разному, что позволяет оценить степень опасности для транспортного средства. Но важно учесть, что для этого прибора нужна тонкая настройка. Как правило, она производится при помощи специального регулировочного винта.
Датчики заднего хода Калины
Датчик выключателя фонаря заднего хода необходим, чтобы задние фары автомобиля выключались одновременно с выключением задней передачи. Этот прибор расположен на корпусе коробки передач (КП). В корпусе КП установлен специальный соленоид, блокирующий включение задней передачи. Если датчик заднего хода не будет работать, включить реверс водителю не удастся. Эта деталь в автомобиле Лада Калина, по отзывам автовладельцев, одна из самых капризных.
Часто возникают обрывы и повреждения проводов соленоида, что некоторые водители предотвращают обработкой мест соединений силиконовым герметикам. Примерно на каждой третьей машине рассматриваемой модели соленоид может выходить из строя даже несколько раз в полгода. Вернуть к жизни датчик заднего хода даже при простом обрыве проводов не так-то просто. Объясняется это тем, что деталь весьма труднодоступная по своему местоположению.
Помимо обрыва провода от частого воздействия вибрации, может отказать и сам датчик или его выключатель на рычаге коробки передач. Процедура снятия соленоида обязательно должна проходить только тогда, когда из коробки будет слито масло. Снять датчик заднего хода можно гаечным ключом на 36. Цена на блокиратор заднего хода начинается с 600 руб. На этом обзор закончен. Удачи!
Датчик детонации: признаки неисправности (ВАЗ, «Калина», «Приора», «Тойота», «Газель»)
В данной статье будет рассмотрено, что такое датчик детонации. Признаки неисправности данного устройства также станут вам известны. Современный автомобиль – это целый комплекс электронных компонентов, которые отвечают за работу двигателя в целом. Конечно, очень много станций техобслуживания имеется на территории нашей страны. Но ведь поломка может случиться в любое время и на любом расстоянии от ближайшего сервиса. Датчик детонации является очень маленьким устройством, но он влияет на правильную работу двигателя.
Что такое датчик детонации?
Он необходим для снятия сведений о режиме работы двигателя внутреннего сгорания. Система управления ДВС довольно сложная, включает в себя множество устройств, одним из которых является датчик, сигнализирующий о появлении детонации в двигателе. Кроме того, он позволяет не просто определить наличие детонационных стуков, но и измерить их величину. Это явление возникает при неправильной подаче топлива в камеру сгорания. В частности, если нарушено соотношение воздуха и бензина. Благодаря своевременному обнаружению системой управления этих стуков проводится корректировка топливовоздушной смеси по составу. У датчика весьма удобное расположение – между вторым и третьим цилиндром. Другими словами, четко в середине блока двигателя. Это позволяет зафиксировать даже самые незначительные детонационные стуки в моторе. Вот такие случаются конфузы, если вышел из строя датчик детонации. Признаки неисправности, «Приора» это или любой другой автомобиль, одинаковы.
Как работает датчик детонации?
На современных автомобилях используются конструкции широкополосного и резонансного типа. Они имеют либо один, либо два вывода для подключения к электронному блоку управления. В основе лежит пьезоэлемент – небольшая пластина, которая вырабатывает электричество под действием ударов и вибрации. Причем имеется одна закономерность: чем сильнее удар, тем большее количество энергии будет сгенерировано пластиной. Аналогично и с вибрацией: чем выше ее частота, тем напряжение на выходе пьезоэлемента больше.
Вот такие параметры может отслеживать датчик детонации. Признаки неисправности («Газель» в этом плане не отличается от остальных автомобилей) аналогичны. Все данные о значении напряжения на пластине подаются к электронному блоку управления, построенному на основе микроконтроллера. Он позволяет провести корректировку угла опережения зажигания, а также изменяет реакцию воспламенения топливовоздушной смеси в камере сгорания.
Что такое детонация?
Но перед тем как говорить про датчик детонации, признаки неисправности ВАЗ-2114 и других моделей, нужно узнать, почему возникает такое явление. Наверняка вы слышали на карбюраторных двигателях металлический стук, когда резко выжимали педаль газа. Обычно это сваливают на пальцы, но данное мнение не совсем правильное.
Вся проблема в том, что начало сгорания топливовоздушной смеси и проскакивания искры между электродами свечей происходит несвоевременно. Отсюда увеличение температуры и давления непосредственно в камере сгорания. В результате начинают происходить взрывы и самовозгорание топливной смеси. А удар взрывной волны о стенки двигателя очень похож на металлический стук.
Основные причины появления детонационного стука
Разобравшись с тем, что это за явление, стоит поговорить о причинах, вызывающих детонацию. Большое значение имеет бензин, его качество и марка (октановое число). Чем ниже последний параметр, тем меньшую устойчивость имеет бензин к детонации. О качестве говорить не стоит, заправляйтесь на проверенных АЗС, чтобы не возникало проблем. Обратите внимание на то, что стук появляется довольно часто после заправки на подозрительных АЗС. Правда, датчик детонации ВАЗ, признаки неисправности которого рассматриваются в статье, позволяет своевременно избавиться от проявления стуков.
Кроме того, одна из причин появления стуков – это неверно установленный угол опережения. Вполне возможно, что ремень ГРМ сдвинулся на несколько зубьев, отсюда и нарушение работы. Нередко причиной появления детонации становится бедная топливовоздушная смесь. В результате этого топливо меньше испаряется, а тепла поглощает намного больше. Отсюда резкий скачок температуры и появление стуков. Такую поломку можно обнаружить, если посмотреть на электроды свечей зажигания.
Что еще может вызвать детонацию?
Основная причина появления детонации – это резкое повышение температуры в камере сгорания. Также детонационный стук могут провоцировать неполадки в клапанах. Например, нарушена работа впуска и выпуска. При этом отработавшие газы не могут беспрепятственно выйти. Это вызывает появление детонации в двигателе. Немаловажное значение имеют те условия, в которых происходит эксплуатация двигателя внутреннего сгорания. В частности, качественный состав смеси, подаваемой в камеру сгорания. И тут поможет датчик детонации ВАЗ, признаки неисправности которого мы сейчас выясняем. Он позволяет скорректировать работу двигателя.
Не исключено, что имеет место увеличение максимально допустимой нагрузки на ДВС, а также появление в камере сгорания, на электродах свечей большого количества нагара. Если эксплуатация происходит при высоких температурах окружающей среды, то появление детонационных стуков просто неизбежно. Конечно, происходит перегрев двигателя внутреннего сгорания, всех его элементов. Сильно изнашивается кривошипно-шатунный механизм, что влечет за собой преждевременный выход из строя ДВС.
Что делать, если сломался датчик?
Вполне возможно, что датчик детонации может работать с ошибками. При этом двигатель начинает троить. В этом случае вам потребуется провести диагностику устройства. Первым делом следует обратить свое внимание на состояние электропроводки, при помощи которой подключен датчик к системе управления автомобиля. Особое внимание уделите состоянию разъемов. Если на них имеется налет либо они окислились, необходимо произвести зачистку. Таким образом проверяется любой датчик детонации. «Калина», признаки неисправности которой ничем не отличаются от приведенных в статье, нуждается в своевременном уходе и замене элементов.
Но в том случае, когда никаких внешних повреждений не обнаружено, можно сделать вывод, что имеет место поломка самого датчика. Все работы можно выполнить самостоятельно. Чтобы снять датчик детонации, вам потребуется небольшой набор инструментов. Как правило, снятие производится при помощи ключа на 20 или 13. Всё зависит от того, какой тип устройства использован на вашем автомобиле.
Простой способ диагностики
После снятия подключите вольтметр минусовым выводом к корпусу датчика, плюсовым – к проводу, идущему от него. Предел измерений вольтметра должен быть установлен на значении 0,2 В. А теперь примите во внимание принцип работы датчика детонации. Выше было сказано, что пластина начинает генерировать электричество во время удара. Следовательно, нужно нанести несколько ударов по корпусу устройства. При этом сила их должна быть разной. В зависимости от того, как сильно вы ударяете по датчику детонации, будут изменяться показания вольтметра.
Если они не изменяются, имеет место поломка устройства. В этом случае поможет только полная замена. Приобрести датчик можно в любом автомагазине. Обратите внимание на то, что конструкций этого устройства несколько. Поэтому возьмите старый датчик с собой в качестве образца. Срок службы датчиков детонации очень большой. Они практически вечны, так как в них попросту нечему ломаться. Стоит также отметить, что на разных автомобилях используется оригинальный датчик детонации. Признаки неисправности («Тойота» это или ВАЗ, неважно) будут одинаковы, а вот уровень и форма выходного сигнала могут значительно отличаться.
Основные поломки в цепи датчика
Как вы успели заметить, не представляет никаких трудностей замена датчика детонации. Но случается такое, что даже после установки нового устройства двигатель работает неправильно. В таких случаях необходимо полностью продиагностировать проводку автомобиля. Загорается лампа, которая оповещает о наличии поломки в двигателе, появляются стуки, имеет место нестабильная работа.
Частая причина поломки кроется в сигнальном проводе, который может оборваться. Кроме того, может быть нарушена целостность экранирующей оплетки. Нередко случается замыкание выводов датчика между собой. Независимо от того, кроется поломка в самом датчике или же в проводке, с помощью которой он соединяется с электронным блоком управления, внешние признаки будут одинаковы.
Выводы
Теперь вы знаете о том, что такое датчик детонации. Признаки неисправности ВАЗ-2110 и иных автомобилей тоже не являются для вас теперь секретом. И вы без труда сможете самостоятельно провести диагностику и замену такого несложного устройства. Главное – вовремя обращать внимание на появление стуков в двигателе. И старайтесь не заправляться на неблагонадежных АЗС.
Признаки неисправности датчика детонации ВАЗ
Датчик детонации еще называют микрофоном двигателя. Он «слушает», как работает мотор. Если появляется чрезмерная вибрация (детонация), он «говорит» об этом контроллеру, посылая соответствующий сигнал, и контроллер изменяет угол опережения зажигания. Таким образом работа двигателя нормализуется.
Существуют признаки неисправности датчика детонации. Основной признак — на приборной панели загорается лампа»chek» (проверьте двигатель). При подключении диагностического оборудования можно увидеть следующие ошибки — P0325, P0326, P0327 и P0328 — обрыв цепи датчика детонации, выход сигнала за пределы допустимого диапазона, низкий уровень сигнала датчика детонации и высокий уровень сигнала датчика детонации соответственно.
Эти ошибки могут сопровождаться характерной работой двигателя:
- появление детонации (говорят «пальци стучат»),
- ухудшается динамика, провал при разгоне,
- возможно увеличение расхода топлива.
При появлении любой из этих ошибок не стоит торопится менять сам датчик, так как его конструкция довольно примитивна и ломается он не так часто. Первое, что нужно проверить — момент затяжки датчика и наличие грязи и пыли между датчиком детонации и блоком двигателя. Момент затяжки должен быть в пределах 10 — 24 Н.м. Если динамометрического ключа нет, можно затянуть от руки с совсем небольшим усилием. Здесь лучше не дотянуть, чем перетянуть. Так же, если Вы уже открутили датчик, хорошо почистите посадочное место от грязи, масла и прочего.
Первая ошибка (P0325) появляется в нескольких случаях: обрыв проводки от датчика детонации к ЭБУ, окисление контактов датчика или же неисправность самого датчика. Логично будет сначала проверить разъем на предмет окисления, затем прозвонить проводку от ЭБУ к ДД (контакты 19-20 для Январь 7.2, Bocsh 7.9.7, M73). И только после этого заменить сам датчик детонации.
При возникновении следующей ошибки (P0326) так же следует проверить целостность проводки и датчика. Датчик детонации можно проверить следующим образом. Подключили к его выводам щупы мультиметра, установите режим измерения 200mV и постучите по корпусу датчика металлической отверткой. На мультиметре должны появиться показания напряжения.
При появлении последних ошибок (P0327, P0328) так же особое внимание нужно уделить проводке от датчика к контроллеру. Не будет лишним прозвонить каждый провод на «массу». Если с проводкой все в порядке, то вероятнее всего проблема в датчике детонации и его нужно заменить на новый.
Если же ошибок нет, а двигатель имеет характерные признаки детонации или же признаки поломки датчика детонации о которых я упомянул в начале статьи, то, возможно, следует заправиться более качественным топливом (95-м вместо 92-го) или попробовать сменить заправку. Если же это ни к чему не привело, то можно попробовать заменить датчик детонации, благо стоит он не дорого.
Замена датчика детонации ВАЗ
Датчик детонации на инжекторных автомобилях ВАЗ расположен на блоке цилиндров в передней его части. Перед тем, как начать откручивать болт крепления, отсоедините фишку от датчика, вытащив стопорную скобу. Что бы открутить ДД понадобится ключ на 13.
Сняв старый датчик не торопитесь сразу же устанавливать новый. Перед заменой хорошо протрите посадочное место датчика от масла, грязи и прочего мусора, что бы обеспечить идеальное прилегание датчика к блоку двигателя.
Момент затяжки ДД должен быть в пределах 10 — 24 Н.м. Если динамометрического ключа нет, можно легонько затянуть от руки, только сильно не усердствуйте.